Обучение и развитие персонала

Эффективная, мотивированная и профессиональная команда – не менее важный фактор для успешной реализации Стратегии Компании, чем технологическое вооружение или баланс проектного портфеля.

В «Газпром нефти» разрабатывается и внедряется большое количество инновационных образовательных программ для персонала. Благодаря новым программам обучения у сотрудников Компании формируются технические и управленческие компетенции, необходимые для реализации стратегических задач, и появляются дополнительные возможности для профессиональной реализации.

Система обучения и развития в «Газпром нефти» охватывает всех сотрудников Компании, а также подрядных организаций и целевые группы потенциальных сотрудников – школьников и студентов.

Корпоративный университет

В Компании действует единый Центр управления знаниями – Корпоративный университет «Газпром нефти», объединяющий все корпоративные практики обучения и развития.

Благодаря инновационной модели обучения «Газпром нефть» создала единую образовательную среду, охватывающую всю Компанию. В ней каждый сотрудник может получить самые актуальные, инновационные знания и применить их в работе. Каждый сотрудник может быть как обучающимся, так и тренером или экспертом.

Структурной основой образовательной среды служат факультеты и кафедры внутри них. Кафедра – это профессиональное сообщество, которое является ключевым инструментом сохранения и распространения знаний. Носители профессионального опыта выступают в рамках этого сообщества в двух ролях: как эксперты они обеспечивают высокое качество обучающего контента и следят за актуальностью наполнения моделей и профилей компетенций, тестов и учебных программ, как внутренние тренеры – разрабатывают и проводят учебные курсы.

Одна из важнейших задач Корпоративного университета – вовлечение носителей экспертизы и руководителей в обучение сотрудников, создание мощного сообщества внутренних тренеров и генерация в Компании передовых знаний. Платформенный формат Корпоративного университета позволяет включить в его работу тысячи тренеров и экспертов, которые способны обеспечить образовательный процесс для десятков тысяч сотрудников.

На сегодня определены три основные роли Корпоративного университета в системе обучения Компании:
  • создание и реализация общекорпоративных образовательных программ;
  • сертификация качества для Блоков и организаторов корпоративного обучения;
  • работа с данными и предикативная аналитика общих корпоративных систем обучения.
  • В 2019 г. с целью поддержания готовности персонала к выполнению бизнес-задач, систематизации работы по развитию персонала Компании, выравнивания процессов по Блокам и функциям, устранения дублирования процессов и налаживания кросс-функционального взаимодействия обновлена концепция и методология работы с профессиональными кафедрами Корпоративного университета, сформирован перечень ключевых показателей деятельности кафедр, проведен анализ и намечены планы по совершенствованию их работы. В рамках нового подхода вводится комплексный корпоративный заказ на обучение, модульное адаптивное обучение, а также продолжается развитие кафедр как центров профессиональной экспертизы, объединяющих экспертов отрасли, развивающих профессиональные сообщества, обеспечивающих флагманство в профессиональной области путем накопления знаний, разработки передовых инструментов и развития экспертного подхода.

Комплексный корпоративный заказ на обучение – система обучения, при которой выбор образовательных программ для сотрудников осуществляется не только самим сотрудником (как в концепции «маркетплейс»), а совместно с руководителем, исходя прежде всего из интересов и перспектив развития бизнес-процессов, планируемых к внедрению процессов и технологий, а не только интереса обучающегося.

Модульное адаптивное обучение – обучение, при котором программа не едина, а состоит из ограниченных по времени и тематике разделов – модулей, имеющих различную специфику. В зависимости от потребностей существует возможность комбинировать программу из различных модулей.

Cистема обучения Корпоративного университета

Основные итоги работы Корпоративного университета в 2019 году

  • Проведено >156 тыс. курсов обучения для сотрудников. Обучением охвачены все целевые группы и категории персонала в соответствии с установленной периодичностью и Стратегией развития Компании.
  • На 50 % увеличился охват сотрудников онлайн-обучением через портал Корпоративного университета – до 28 тыс. человек, использование онлайн-курсов среди рабочих на портале увеличилось в пять раз. Разработано >100 новых онлайн-курсов, их общее число на портале достигло 450.
  • Проведен форум «Образовательная среда» в Санкт-Петербурге, в котором приняли участие >200 специалистов по развитию и обучению персонала, HR-бизнес-партнеров и руководителей кафедр Корпоративного университета.
  • Открыты кафедры «Капитального строительства», «Правовых, имущественных и корпоративных вопросов», а также специализация «телекоммуникации» на кафедре «Информационные технологии» и профессиональная лаборатория «Непрерывность деятельности и риски ИТАТ» в рамках кафедры «ИТАТ».
  • Разработаны новые курсы по основным направлениям трансформации Компании: «Цифровая грамотность», «Обратная связь: равный равному», «Мотивация других людей», «Создание эффективных команд», «Продуктовый подход и Agile», «Человеческий фактор в бизнесе», «Спонсорство изменений», а также четыре программы подготовки комиссий по оценке вклада внедрения системы Управления по целям (УПЦ) 4.0В Компании реализуется четвертая версия подхода УПЦ. В рамках этого подхода появляются новые коллегиальные органы – комиссии по оценке вклада. Для того чтобы все участники понимали свои роли в рамках работы комиссий (например, модератор, секретарь и пр.), разработаны четыре обучающих курса..
  • В рамках Центра трансформации корпоративной культуры подготовлена «Мастерская 2.0» – программа для топ-менеджмента Компании «Действия вовлекающего лидера». Обучение прошли 6,5 тыс. руководителей.
  • Среди курсов для подготовки рабочих реализованы такие программы, как «Защитное и зимнее вождение», «Методика анализа опасностей «Пять шагов», «Мастерская корпоративной культуры» и «Энергосберегающие мероприятия».
  • На курсах изучения иностранного языка прошли подготовку 906 сотрудников Компании.
  • Проведен Кампус внутренних тренеров, включавший в себя конкурс «Лучший тренер» и Форум внутренних тренеров, вовлеченных в ключевые процессы трансформаций и изменений в Компании. В мероприятиях приняли участие 450 человек.
  • По программе «Тренинг для тренеров» обучено 216 сотрудников Компании.

    Общее количество внутренних тренеров в Компании превысило 1,2 тыс. человек.

    За год силами внутренних тренеров обучено более 19 тыс. сотрудников, в том числе >8 тыс. руководителей среднего и линейного уровня.

    Внедрена процедура сертификации тренеров на право проведения программ в поддержку ключевых трансформаций Компании.
  • В Компании создано 80 профессиональных сообществ – рост их количества за год составил 9 %. Наиболее активно развивается сообщество по новым технологиям в обучении Digital Learning – рост участников год к году составил 30 %.
  • Запущен Корпоративный навигатор образовательных программ, содержащий информацию о 116 обязательных, рекомендованных и кросс-функциональных программах, прошедших оценку Корпоративного университета.
  • Реализовано два проекта для исследования вопросов применения искусственного интеллекта в обучении, персонализации обучения и применения предиктивной аналитики.
  • Начата разработка VRVirtual Reality — виртуальная реальность.-платформы для централизованного управления VR-контентом в обучении.
Программа Корпоративного университета получила премию «Эффективное образование»

Программа «Управление партнерствами» «Газпром нефти» стала лауреатом III ежегодной премии и конференции «Эффективное образование». Проект победил в номинации «Лучшая образовательная программа корпоративного университета».

Премия ежегодно присуждается наиболее эффективным и оригинальным обучающим инициативам в сфере развития бизнеса и профессионального образования в России. В конференции принимают участие ведущие российские специалисты в области практической реализации образовательных и корпоративных проектов.

По оценке экспертов жюри, в «Газпром нефти» был создан сложный технологический образовательный проект, не имеющий аналогов в России. Программа представляет собой продукт нового формата, целью которого является выработка подхода к управлению партнерствами. Образовательный проект «Газпром нефти» позволяет обучающимся освоить лучшие российские и мировые практики управления партнерствами, сформировать единый понятийный аппарат, а также обменяться необходимым опытом.